|
Сопоставление коллективного и самостоятельного подходов
Плюсы коллективной системы обучения
Эта система имеет свой плюс: есть возможность «на людей посмотреть и себя показать». Очень ценная возможность:
Сознательный обмен опытом
Возможность бессознательно копировать успешные образцы
Возможность посмотреть на себя глазами других и оценить себя
Ученик учится подстраиваться под систему (ценное умение)
Соревновательный момент (игра своего рода)
Ценность находок ученика, когда другие готовы взять их на вооружение (мотивация)
Лекции тоже лучше, чем книги, если лектор – артист, и его выступления – произведение искусства.
Минусы системы
Дороговизна обучения
Трата времени и сил на дорогу
Необходимость высокой квалификации и заинтересованности преподавателя
Несвобода преподавателя
Сложность обеспечения подстройки под ученика
Невозможность для ученика выбирать то, что ему подходит
Что на практике?
Четыре пары по полтора часа (по два часа, если считать перемены). Плюс обед с очередями в столовую, плюс два часа дороги, плюс одеться, раздеться, прийти заранее, прийти в себя. Итого, часов двенадцать чистого времени без полноценного отдыха.
Двенадцати часов в день, оказывается, мало. Нужно еще выполнять домашние задания, которых столько, что выполнить не реально за всё оставшееся свободное время - а нужно еще есть, спать, стирать, покупать продукты и даже дышать свежим воздухом.
Результат – экзамены, как унизительная ситуация, когда невозможно обойтись без шпаргалок или снисходительности преподавателя. Фактически, профессура занимается приписками, отчитываясь в выполнении работы, которую не выполнила (то есть, ворует), но виноватыми и зависимыми чувствуют себя студенты.
Пять процентов студентов способны обойтись без шпаргалок. Если бы все вдруг стали способными, профессора подняли бы планку и восстановили бы комфортное для себя соотношение неудачников и удачников: 95% виноватых и зависимых.
Как результат, студенты растеряны и немотивированны. Мотивирует диплом – удостоверение, что ты белый человек, и что, когда ты будешь устраиваться на работу, администрацию не накажут, за то, что она взяла тебя на работу. Кроме того, диплом – это право быть некомпетентным, и не отвечать за свою некомпетентность. Кроме того, диплом – это возможность для русских негров (мужчин) не попасть на два года в обязательный для них концлагерь.
Кто-то может спокойно к этому унижению относиться… Кому-то всё это даже нравится…
Преимущества самостоятельной работы
Ты делаешь только то, необходимость чего ты понимаешь
Ты двигаешься в своем темпе
Тебе нужен реальный результат, а не видимость результата
Ты выбираешь для себя лучшую из возможных стратегий
Ты никому не должен отчитываться
В школе-институте или самостоятельно?
Я не против школ и институтов. Я только ЗА, но классы (группы) не должны быть переполнены, система не должна претендовать на все свободное время, основная работа должна выполняться самостоятельно, семинары и лекции должны быть для творческого общения.
Итак, коллективная работа требует больших материальных и временных затрат и не обходится без самостоятельной работы; а самостоятельная работа имеет свои очень существенные преимущества. Самостоятельная работа малозатратна и обычно самодостаточна.
Но самостоятельной работе никто не учит, инструментов для самостоятельной работы никто не дает.
С моим подходом трудно спорить
Заниматься надо не только по учебникам, но и по реальным текстам, фильмам, радиопередачам, вести реальную переписку и реальные беседы.
С чем тут спорить?
Ученику надо дать ориентацию в способах самообучения, чтобы мог со знанием дела выбирать лучшие для себя способы.
С чем тут спорить?
Ученику надо дать инструменты для эффективной работы, чтобы освободить от многочасового листания словарей, поиска магнитофонных кнопок, перемоток, записываний на бумажки, перекладываний бумажек и тому подобного.
С чем тут спорить?
Компьютер и сеть – это уникальные возможности, которых раньше не было, которые надо задействовать.
С чем тут спорить?
Во всех известных подходах есть конструктивные моменты, которые можно взять на вооружение, интегрировать в эффективную систему.
С чем тут спорить?
Задачи не только поставлены: предлагаются решения. И решения лучше тех, что предлагались раньше. Пусть решения не совершенны – всегда можно сделать лучше, чем сделано – эффективные решения уже есть.
Однако спорят. Вот возражения:
Все эффективные способы обучения уже открыли
Если чего-то еще и не открыли, то открыть могут только профессора или академики
Мне и так хорошо преподавать – у меня и так есть ученики, и они мне платят деньги
И, наконец, главный аргумент – это гробовое молчание, будто я не с учителями английского говорю о стратегиях освоения языка, а с ортодоксальными иудеями о Иисусе Христе
А есть ли рациональные возражения? Представьте себе, никогда не было рациональных возражений.
Где критика, господа преподаватели? Где предложения? Где благодарность за проведенную работу? Если нет критики, почему методы не берутся на вооружение?
Цитата: |
Ученики и так есть, они и так платят деньги!
Что делать, если студенты смогут работать самостоятельно, и у них не будет зависимости от учителей?
Что делать, если через пару лет студенты заговорят лучше преподавателей?
|
|