|
Фильм Павла Лунгина "Остров" в телеформате получил непревзойденное признание - рейтинг тому свидетельство:
http://www.vz.ru/culture/2007/1/25/65595.html
Полагаю, причин у этого факта множество - и чисто технического, и медийного характера, и природа зрительского интереса многообразна. Однако хочется отметить особенность фильма, о которой автор цитируемого выше материала говорит следующими словами:
«Это было не просто показом фильма, в котором современный зритель нуждается. Это было признанием права человека на наличие внутреннего мира».
Я, в общем-то, согласен. Разве что поменял бы части фразы местами: "Это было не просто признанием права человека на наличие внутреннего мира. Это было показом фильма, в котором современный зритель нуждается."
Поясню: то, что кто-то там (прокатчик, медиа-агентство, продюсер или даже режиссер) "признает право человека на наличие внутреннего мира", мало что изменит в природе вещей - никакому "человеку" в этом "праве" отказать никто не в силах. А вот найти и показать (а затем и убедиться в "эксклюзивности" показа) то, что востребовано глубинами этой самой природы - это, действительно, по нынешним временам (а я так думаю, что во всякие времена) событие.
Потому что "Остров" - фильм о душе.
О душе, потери которой страшатся с библейских времен - помните, "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?"? Карл Густав Юнг, знаменитый основоположник аналитической психологии, активно поддерживал эту тему в уже не столь отдаленные от нас времена. Говорят о душе священники, философы и психологи - со своими нюансами, иногда противоречиво, спорно. Но прислушиваться к их словам спешат лишь те, кого уже каким-то образом коснулось Слово о душе, когда уже возник вопрос о ней - в час, как правило, трудный - в полном соответствии с формулой "что имеем, не храним".
У Художника свое право голоса. Он приходит незваным и заявляет о том, что счел нужным заявить. И если оказывается, что этот незваный гость давно уже поджидался, радость приходит в дом особенная - как будто разгадана давно мучившая загадка, или найдена давно утраченная ценная вещь, словно поизошла встреча, о которой уже и не мечталось.
Современная культура богата, многообразна, пестра и глубока. Но на поверхности ее - на уровне, что называется, массовой культуры - живут и торжествуют, увы, низкие истины. Облаченные в богатые одежды, они легко увлекают нас - искусные обольстители. Увлеченные диковинными развлечениями, спешим мы насытиться и наполнить душу свою разноцветными впечатлениями. Но, как говорится, "пирожными объелись, а хлеба не отведали" - душа попросту завалена на удачу сделанными приобретениями, а, по большей части, озабочена деловыми и бытовыми хлопотами. И где-то в глубине ее таится грусть-тоска, скорбь и жажда Настоящего.
А Настоящее для нас превратилось в чудо - то есть "то, чего не должно быть, но есть". И в этом качестве шагнуло из реальной жизни в киношную. Вопрос не в том, насколько реальны чудеса, творимые героем Петра Мамонова. Вопрос в том, что за чудо душа человеческая, наша душа, которая посреди этой непростой и зачастую бесчеловечной жизни способна отозваться на легкий, едва различимый зов души другого - пусть и выдуманного героя. Пережить живость души своей дорогого стоит - открытие для себя "Острова" становится откровением о себе, к себе возвращением.
Нет, душа не потеряна. И мы - подобно евангельскому блудному сыну - с этим фильмом на какое-то время обретаем себя в родном отечестве: "Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Пока мы живы, душа с нами - как ни банально или - на чей-то вкус - высокопарно это звучит. Но она теряется - каждым днем, каждым шагом от себя уводящим, либо - лишь о себе пекущемся. И забота о своей душе - особая наука (так и хочется сказать - психо-логия), дается нам непросто. И все же - коли есть надежда "войти", станем "стучаться" - дорогу, как известно, осилит идущий.
автор: Зверьков Владислав Геннадьевич,
|